Нужно ли верующим спорить с атеистами?

Нужно ли вам спорить с атеистами, если вы верите в Бога? Попробуйте смотреть на это легче и… веселее!

В нашей сегодняшней смешанной культуре есть тенденция к большому количеству нападок атеистов на верующих, а верующих на атеистов – это просто реальность жизни. И часто атеисты выигрывают, причем в их «победах» виноваты сами верующие. Верующим в таком случае просто нужно знать, что делать в таких случаях и быть подкованными «стратегически». Им очень важно уметь ответить на такие «утверждения» как «наука доказала, что Бога не существует» или «зло и страдания доказывают, что Бога не существует».

Ответ и форма подачи как раз и показывает все различия между теми и другими. Как ответить, если ваша вера поставлена под сомнение? Молчанием? А может быть, стоит встать на стул и призвать ад и все проклятия на головы несчастных, до тех пор, пока они сами не придут к Богу, как это стало принятым у нас? Или смиренно склонить голову и принести извинения за испанскую инквизицию, как это сделали католики?

Как реагировать? Оплатить курс ораторского искусства и научиться вести дебаты, чтобы иметь возможность сопоставить аргументы пункт за пунктом, цитируя при этом известных богословов или гуманистов — Швейцера, Ганди или Мать Терезу?

Самой, пожалуй, частой претензией атеистов к верующим остается постулат о том, что вера в Бога иррациональна. Атеисты утверждают, что нет никаких свидетельств в пользу существования Бога. Таким образом, верующие не могут ответить интеллектуально, а потому выглядят просто введенными в заблуждение. По сути, это самое популярное обвинение в адрес верующих со времен эпохи Просвещения. Виноваты ли в этом сами верующие?

Но неужели правы тогда атеисты? И верующие действительно введены в заблуждение? Ведь о чем говорить, если нет доказательств любви Бога, Его милости, и Его ежедневного провидения? Ведь вера большинства (верующих) не базируется на систематизированных богословских толкованиях или  на доказательствах раскопок археологов. Они не могут научно обосновать ежедневную защиту, которую получают от Бога. Большинство из них были или воспитаны верующими родителями или просто получили свой личный опыт, который укрепил их веру в Бога и опустил их перед ним на колени.

Большинство верующих вряд ли смогут  указать на какие-либо определенные события, которые заставили их обрести веру. Подумайте вот о чем: смогли бы вы стать верующим, если бы услышали убедительные аргументы верующего в споре с  атеистом? И аргументы верующего были более убедительными, потому что они были более интеллектуальными? Вряд ли. Просто представьте, сколько верующих с глубокой верой, например, в Иисуса, появилось бы в результате выигранного с криками «матча»?

Но как тогда может появиться вера в Бога без убедительного аргумента в рациональности? К ответу на этот вопрос можно прийти, глядя на то, во что мы верим в повседневной жизни.

Возьмем, к примеру, компьютер, который находится перед вами прямо сейчас. Вы и не сомневаетесь, что он перед вами. Вот это было бы как раз иррационально. То же самое справедливо и для большинства ваших фундаментальных убеждений, таких, например, как вера в то, что сегодня утром вы завтракали. Но — и это важный момент — вы не считаете эти вещи аргументами! Так что, скорее всего, вы просто считаете себя в это верующими.

Большинство всех наших самых фундаментальных убеждений и верований формируются в нас в автоматическом режиме, без предварительного прохождения через доказательства. Мы жестко и однозначно начинаем верить во многие вещи, без всяких усилий и безо всяких аргументов — просто потому, что у людей есть врожденная способность формирования веры, благодаря мгновенным и самопроизвольным убеждениям. Если бы мы автоматически не полагали, что, например, на автомобиле можно ездить, то нам бы пришлось каждый раз требовать доказательств.

Среди всех формирующих нашу веру внутренних механизмов есть и тот, который автоматически формирует веру в Бога под влиянием всякого рода обстоятельств. Это как раз то, что богословы и теологи называют «чувством Божественного».  Увидев величественную и невероятную по своей красоте горную вершину или пережив рождение первенца (а это только два из бесчисленных примеров), некоторые люди могут начать верить в Бога — или, по крайней мере, во что-то сверхъестественное.

Конечно, атеисты могли бы согласиться, что все люди имеют эту внутреннюю склонность к вере в Бога и сверхъестественное. Но скорее всего они скажут, что это не более чем результат случайной, слепой и неуправляемой эволюции, а не какое-то Божественное предначертание или назначение. Более того, они как раз и говорят, что именно это чувство Божественного и производит все эти дикие и ложные убеждения. И при этом подчеркивают, что верят-то далеко не все.

И это хороший вопрос: если все люди имеют внутреннюю склонность к вере, то почему есть атеисты? И почему даже среди верующих существует такое количество различных представлений о сверхъестественном? Если Бог дал нам эту склонность верить в него, то почему не все верят в него (или только в него). Тогда нет никакой склонности и никакого «чувства Божественного»?

Причина, по которой наше чувство Божественного не включается в нас автоматически та же самая, по которой происходят и все наши беды: таково разрушительное действие греха.

Грех – это врожденное «заболевание», которое повредило не только нашу волю, но и сознание. Конечно, у большинства людей чувство Божественного все-таки разрушено не полностью; оно обычно работает в той или иной степени, и именно поэтому большинство людей и верят в сверхъестественное. Но в соответствии с традиционной христианской теологией, у человека, который не верит в Бога, чувство Божественного повреждено и очень сильно. «Поврежденное» чувство Божественного исправляется самим же Богом – здесь приходит на помощь (в христианстве) Евангелие. Вряд ли чувство Божественного может быть восстановлено полностью (никто не имеет совершенную веру), но она будет восстановлена в достаточной степени для того, чтобы заставить человека в Бога поверить.

И вот тогда главный вопрос: если подлинная вера не требует доказательств, то должны ли верующие вообще беспокоиться по поводу споров с атеистами? Подходящим аргументом в пользу того, чтобы этого не делать, может стать обычная перспектива: откажитесь от искушения доказать свою правоту и ввести неверующего человека в религию. Просто думайте о своей беседе с ним (которая между тем должна быть спокойной и сострадательной), как о посадке маленького семени, или, по крайней мере, заставьте неверующего дважды подумать, прежде чем он начнет высмеивать вас или ваших близких за свою веру (а это возможно только при уважении чувств собеседника). Полюбите атеистов, больше всех людей полюбите атеистов и молитесь за них. И старайтесь при этом не терять теплого и легкого чувства юмора. В конце концов, это далеко не все, что ложится на ваши плечи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.