Многие на земле проповедовали о достоинствах неба, но лишь немногие из них утверждали, что получили знания из первых рук.
Эммануэль Сведенборг был как раз одним из тех, немногих.
Родился Сведенборг в Стокгольме, зимой 1688 года, и жил вполне обычной и даже в некоторой степени привилегированной жизнью. У его отца, известного лютеранского епископа, были связи, что впоследствии и позволило молодому Эммануэлю установить тесные связи с Карлом XII, королем Швеции.
Более тридцати лет, с тех пор как ему исполнилось 27, и практически до 58 лет, Сведенборг провел как ученый и изобретатель; он служил в Королевской горной академии, мире трезвого научного анализа.
Он был известен своими взглядами по выплавке меди и железа, своей гипотезой туманностей (которая объясняла формирование Солнечной системы), и своими работами по анатомии и физиологии.
В своих последних исследованиях Сведенборг был сосредоточен на центральной нервной системе: у него были просто пророческие представления о коре головного мозга, иерархической организации нервной системы, локализации спинномозговой жидкости и функции гипофиза. Члены шведской королевской семьи высоко оценили его вклад в науку и королева Ульрика Элеонора возвела Сведберга (так звучала его настоящая фамилия) в дворянское сословие, переименовав его в Сведенборга.
Сведенборг мог остаться в своей авторитетной должности до самого выхода на пенсию, но в 1746 году он вдруг неожиданно подает в отставку. «Единственной целью моей отставки, — писал он, — иметь больше свободного времени, чтобы посвятить его новой должности, на которую Господь призвал меня».
Хотя жизнь Сведенборга была полна мирских чувств и научных изысканий, все же у него всегда оставалась склонность к философии. Еще до своего интенсивного духовного пробуждения, он начал серию исследований о природе души, совмещая геометрию и космологию. Именно эти его исследования превратились в непосредственный опыт в возрасте 56 лет, когда Сведенборг стал получать духовные сны и видения. Он начал писать о своем необыкновенном опыте и одной из его самых известных работ стал труд, который называется «Рай и ад», описавший его личные путешествия и визиты вышеупомянутых мест.
Но это было чуть позже. А тремя годами ранее, в одно октябрьское утро, в Амстердаме, у него случилось сильное головокружение. «Такое головокружение … нашло на меня, что я чувствовал себя уже умирающим» — писал Сведенборг. Ему показалось, что бушующий ветер подхватывает его, чтобы унести с собой, как вдруг чья-то рука подхватила его, и он вдруг увидел Иисуса Христа. «Он показал мне мою собственную душу, привел меня в мир духов и позволил мне увидеть небо и его чудеса, но в то же время и хорошо разглядеть ад, а также поговорить с ангелами, и все это происходило на протяжении последних двадцати семи лет» — так писал Сведенборг об этом уже в конце своей жизни.
Связь Сведенборга с духовным миром открыла ему дар ясновидения. Однажды вечером, будучи в гостях, в городе Гетеборг, в трехстах километрах от Стокгольма, он вдруг «увидел» в Стокгольме бушующий огонь. На следующий день ему пришлось убедиться в том, что его видение оказалось правдой. Однако не все предсказания Сведенборга сбылись, включая и его утверждение о том, что на Луне живет… раса людей, которые говорят через их желудки, издавая звук, похожий на отрыжку.
Сведенборг жил среди ангелов. Он мог видеть ангелов и разговаривать с ними: «Всякий раз, когда я разговаривал с ангелами лицом к лицу, я был с ними в их жилищах. Как разговаривают ангелы? Почти как люди, только намного разумнее, чем мы, потому что у них более глубокий уровень мышления».
«Я сотрудник Королевской академии наук, но у меня никогда не было стремления попасть в какое бы то ни было общество, кроме ангельского, потому что единственными субъектами дискурса там является все, что относится к небу и душе, в то время как в нашем мире предметом обсуждения является лишь тело и его форма»…
Сведенборг описывает небеса как очень земное, населенное ангелами место. Ангелы являются бывшими людьми, у них есть тела, одежда и жилища. Они даже могут жениться и иметь профессию. Тем не менее, у них нет чувства времени, а только состояние веры, любви и разум. На небесах они просто переходят в более высокие состояния сознания. Все люди, не только христиане, принимаются на небеса, где ангелы наставляют их в пути Господнем.
Интересно, что в течение всей своей жизни холостяка, Сведенборг идеализировал брак на небесах: если жениться по любви, считал он, объединяя два ума в один, то каждая пара просто становится одним ангелом.
Видения ада Сведенборга были не менее увлекательными, чем рай – звериные норы, грязные улицы, полуразрушенные дома и бордели. Жители ада продолжают свои злые, эгоистичные жизни, сгорая в огне своей ненависти. И никакого дьявола даже близко.
Сведенборг был уверен в том, что Бог может быть раскрыт только через внутреннюю природу человека, и что мужчины и женщины совершенно свободно могут создавать свою собственную жизнь. Они могут выбирать — посвятить жизнь тому, чтобы творить добро и любить Бога, или посвятить жизнь эгоизму и злу. Как бы то ни было, они сами выбирают рай или ад после смерти, и их выбор является окончательным.
На вопрос по поводу достоверности своих повествований Сведенборг категорически отвечал: «Я не писал ничего, кроме правды, и мог бы сказать больше, если бы она была разрешена».
Видения Сведенборга и его духовные письменные свидетельства оказали огромное влияние на миллионы людей, в том числе на религиозных лидеров – Джозефа Смита, основателя Церкви мормонов; писателей и художников — Эмерсона, Гете, Достоевского и Уильяма Блейка. Вскоре после его смерти, группа преданных последователей основали Церковь Новый Иерусалим, а затем общество Сведенборга, которое существует и поныне.