Ангелы в иудейской традиции

Зачем вообще нужны ангелы?

На первый взгляд может показаться, что ангелы не вписываются в монотеистическую религию. Ведь если все решает Бог, то в чем тогда функция ангела?

Если ангелы действуют на стороне Бога, то в них нет необходимости, а если они выступают против Него, то кто вообще может помешать воле всемогущего Бога?

Иудейские учения об ангелах – очень древние; и восходят они к первым пяти книгам Библии – Торе: Херувимы с пылающими мечами охраняли врата Эдема после того, как Адам и Ева были изгнаны (Быт.3). Ангел приходил сообщить Аврааму, что у них с Сарой появится ребенок (Быт.18), а впоследствии ангел останавливает Авраама, когда тот уже готов принести своего сына  в жертву (Быт.22); Ангел спасает Агарь и Измаила в пустыне (Быт.21), является Моисею из горящего куста (Исх.3) и объявляет матери Самсона о том, что у нее должен родиться необыкновенный ребенок (Судей 13). Этот список – просто небольшая выборка из Библии.

Посредники Бога?

Так почему ангелы играют такую ??важную роль в иудейской традиции? Некоторые средневековые комментаторы Пятикнижия предполагали, что ангелы являются необходимыми, поскольку они выполняют те задачи Бога, которые ниже Его достоинства и Его личного участия. Другие (в основном, это уже наши современники) понимают небесных агентов как способ дать людям Божественную защиту, предполагая при этом, что своим существованием ангелы как бы позволяют Богу дистанцироваться от определенных дел или обязательств.

Но частью очарования ангелов является красочное и по-человечески убедительное восприятие их нами как представителей Бога, которые кажутся более человекоподобными и, следовательно, более доступными нашему воображению. Например, насколько причудливым и даже невообразимым нам может показаться описание ангелов пророком Иезекиилем – с его описанием ангела, у которого четыре лица (животных), четыре крыла, бычьи ноги, колеса с глазами, огонь, и так далее, а это ведь может показаться еще более непонятным, чем Бог, которого вообще не видел никто…

На иврите слово ангел, «mal’ach» («посланник») – традиционное понимание ангелов как чиновников, которые выполняют волю Божью. Раввины говорят об ангелах, появляющихся «везде, где появляется ангел, появляется «shechina» (Шехина, Божественное присутствие) (Исход 32:34). Ангелы используются для того, чтобы дистанцировать Бога от действия (борьба Иакова с Ангелом; этой цели служит Ангел) (Быт. 28).

Могут ли ангелы мыслить самостоятельно?

Ангелы – это окружение Бога, Его свита. В знаменитой сцене из Исайи (6), Бог сидит на троне в окружении ангелов. То, что в Библии было лишь слегка обозначено, в иудейской литературе развивается дальше; ангелам начинают приписывать особенные характеристики и их начинают олицетворять.

Ангелы часто появляются в апокрифических книгах, которые так и не стали частью Библии (например, книги Маккавеев). Поскольку эти труды были написаны во имя этих древних и важных символов (ангелов), то они добавляют им еще больше значения и статуса. Енох так же рассказывает о многочисленных и разнообразных функциях ангелов, говоря, например, о «Ram’amiel», который отвечает за гром; «Ra’asiel», который отвечает за землетрясения, «Shalgiel», который отвечает за снег и т. д.  И апокалиптические писания, в которых говорится о конце дней, также наполнены различными делами ангелов. То же самое относится и к свиткам Мертвого моря, где, например, говорится об ангелах света и ангелах тьмы…

Хотя все эти тексты и не были признаны, все-таки нужно понимать, что они отражают то, чему учились и учили древние иудеи. И многое из того, что есть в этих текстах если и не вошло в Библию, то вошло в литературу раввинскую. В Талмуде и комментариях очень много размышлений и рассказов об ангелах. Иногда в этих рассказах ангелы проявляют даже некоторую самостоятельность ума. Бывает, что они даже спорят с Богом, приводя убедительные аргументы того, что в создании человека нет ничего хорошего – ангелы пытаются убедить Бога в том, что люди будут совершать преступления против правды и мира. Нужно отметить, что с тех самых пор ангельские аргументы неопровержимо подтверждаются – человек действительно постоянно грешит против истины и мира, но Бог все равно создает людей, несмотря на их недостатки (Берешит Рабба 8:5).

Хорошие и плохие ангелы.

В иудейском фольклоре ангелы предстают в качестве хранителей, опекунов. И есть известные молитвы, в которых можно обращаться с просьбой о помощи к Михаэлю, Гавриэлю, Уриэлю и Рафаэлю. Каждый из них имеет определенные (и руководящие) функции, хотя роли их все-таки варьируются.

Михаил, «милосердный и снисходительный» – это предводитель ангельского воинства, он является еще и хранителем Израиля. Рафаил – ангел исцеления. Гавриил придает мужество. Уриил – это ангел света, чье имя означает «Бог – мой свет». В субботу два ангела, добрый и злой, сопровождают человека домой. Если дома все готово для встречи суббботы (Шаббат) – свечи, халы, вино – то добрый ангел восклицает: «Да будет так до следующей субботы!», а злой ангел отвечает: «Аминь», хотя это и против его желания и воли. Если же дом не готов, то плохой ангел произносит те же слова («Да будет так всю неделю до следующей субботы»), и доброму ангелу приходится сказать «Аминь». Люди могут думать о ритуальных обрядах и воспринимать их как ритуал и привычку, но раввины указывают в данном случае именно на силу ангелов.

Некоторые ангелы менее благодетельны, поэтому в иудейской традиции существуют также диббуки и демоны, а также вездесущий Ангел смерти. И снова богословский целью становится удаление Бога и Его дистанция от разрушительных последствий трагедии. Библейскому Богу приписано умерщвление первенцев в Египте, но нас давно уже уверили, что все это было сделано не Богом напрямую, но «mal’ach hamavet» – Ангелом смерти.

В конечном счете ангелы все-таки играют вспомогательную роль. Иудаизм настаивает на том, что Бог является инициатором и арбитром всего, что происходит здесь, на земле. Раби Иегуда, Учитель Талмуда, говорил,  что Господь хочет решать сам и непосредственно: «Если приходит беда кому, пусть плачет он не Михаилу или Гавриилу, но пусть взывает ко Мне» (Иерусалимский Талмуд Брахот 9:13).  И как гласит пасхальная молитва: «И вывел нас Господь из Египта – не ангел и не серафим (Огненный ангел), и не вестник, но Пресвятой …» (Исход, 12:12)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *