Джон Ди (John Dee, 1527-1609) является, пожалуй, самым загадочным персонажем среди очень ярких и многочисленных представителей елизаветинской эпохи. Талантливый и блестящий ученый был известен еще и как маг и алхимик, который к тому же вызывал ангелов и разговаривал с ними. Кроме того, он еще и работал в качестве тайного секретного агента Елизаветы I и свои донесения подписывал 007 – говорят, что именно у Ди Ян Флемминг позаимствовал этот шифр для своего знаменитого героя.
Кто он? Противоречивая личность? Или человек, способный принять рациональное и мистическое одновременно? Ведь маг во времена Тюдоров и Елизаветы — не Гарри Поттер и не фокусник, манипулирующий игральными картами.
Ди классифицирует магию следующим образом:
1. Физическая магия – искусство работы с силами природы, что-то похожее на современное использование научной медицины (Ди был специалистом в использовании трав и дистиллировал масла в лечебных целях).
2. Математическая магия – использование чисел для конструирования механических приспособлений.
3. Божественная магия – синтез двух вышеуказанных с добавлением общения с добрыми духами, ангелами – сродни духовного начала или религиозного вдохновения. Для типичного интеллигента елизаветинской эпохи вся вселенная является живой магией в действии.
Джон Ди не только верил в ангелов, но говорил с ними, видел их и посвятил значительную часть своей жизни на получение от них различной информации, в том числе и совершенно новый язык – энохианский ( язык, которому научили ангелы на небесах пророка Еноха). У Ди были слабо выражены медиумические способности, поэтому к своим экспериментам ему пришлось привлечь некоего Эдварда Келли, который был, кстати, довольно сомнительной личностью.
Сотни часов были проведены в молитвах над магическим кристаллом. В этих сеансах они напрямую контактировали с архангелами Уриилом, Михаилом, Рафаилом и другими ангелами.
Действительно ли Джон Ди общался с ангелами? Или все это вздор и прикрытие сложной шифровки в целях шпионажа? Но современные исследования ангельских разговоров с удивлением обнаруживают в энохианском языке внутреннюю логику, а это значит, что он имеет некие истоки и не является фальшивым.
Самое важное о Джоне Ди: его убеждения исходили из того, что человек – часть божественного, а не просто пыль, как утверждает христианство (хотя Джон Ди был истинным христианином). Такие люди и с такими взглядами часто расходятся с властью государства и церкви – современник Джона Ди, астроном и философ, Джордано Бруно, был сожжен на костре за аналогичные взгляды. Поэтому и не удивительно, что большая часть откровений Ди и его научные исследования остались окутаны тайной.
Всеми забытый Джон Ди умер в 1608 году. Энохианский (ангельский язык) оставался в полном забвении, откуда его извлек в XIX столетии герметический Орден Золотой Зари. Алистер Кроули, который серьезно занимался им, утверждал, что магические ключи подлинны и работоспособны, поскольку ему самому, якобы, удалось ими воспользоваться.