Ангельская иерархия

Ангелов неисчислимое множество, «тьмы тем», но и в этом несметном воинстве небесном имеются разные звания, степени и обязанности. Одну из первых схем предложил Дионисий Ареопагит. Его «Небесная иерархия» девяти чинов ангельских стала самым влиятельным трактатом в христианской ангелологии – спустя много веков она была принята Фомой Аквинским. Девять чинов образуют 3 триады. В нисходящем порядке, по мере удаления от Бога, они располагаются таким образом: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Только последние два чина (хора) имеют контакт с людьми.

Высшая иерархия

Серафимы выше всех стоят в ангельской иерархии. Еврейское слово «серафим» означает «огненные, пламенеющие». Они окружают престол Господа и постоянно поют ему хвалы. Согласно Книге Исайи, у них по шесть крыльев.

Херувимы («заступники, ходатаи, предстоятели») – сияющие крылатые существа. Они знают все и передают людям дарованную им Господом мудрость.

Престолы (Троны) символизируют божественное величие. Считается, что Господь восседает на них как на престоле. Они имеют форму огненных колес, усеянных открытыми глазами.

Средняя иерархия

Господства символизируют божественную власть над всеми созданиями. В их обязанности входит и наблюдение за нижестоящими ангелами.

Силы творят чудеса и посылают прозорливость угодникам Божьим.

Власти мешают падшим ангелам завладеть миром и удерживают вселенную в равновесии.

Низшая иерархия

Начала – ангелы-хранители городов, народов и правителей. Они учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради собственных выгод и славы, а для пользы людей и во славу Господа.

Архангелы (начальники ангелов) учат людей, как поступать в жизни и открывают волю Бога людям.

Ангелы – небесные создания, наиболее близкие людям. Они – посредники между Богом и смертными. Наставляют людей в добродетели, охраняют и удерживают от падений.

Несмотря на множество схем в различных источниках, почти все современные авторы, пишущие об ангелах (за исключением тех, кто придерживается традиционных иудаистских и исламистских взглядов), ссылаются исключительно на Дионисия.




5 комментариев

Ваш отзыв